Михаил Шемякин — художник широких взглядов, за свою творческую жизнь он занимался книжной графикой, живописью, скульптурой, устраивал карнавальные шествия. Предлагаемая выставка представляет его как театрального художника, а именно рассказывает о работе над балетными постановками «Щелкунчик», «Волшебный орех» и «Коппелия».

Первое обращение к театру произошло еще в 1966 году. Это была постановка оперы Дмитрия Шостаковича «Нос» на учебной сцене Петербургской Консерватории. Но поистине мировой успех художнику принесла работа над балетом. В 2001 году по просьбе Валерия Гергиева Михаил Шемякин ставит «Щелкунчик» на сцене Мариинского театра. Его главная задача – вывести спектакль из состояния детского новогоднего утренника и вернуть ему гофмановский дух.

Михаил Шемякин человек необычайной сосредоточенности, при работе над балетом им было создано около пятисот эскизов. Они призваны не только продемонстрировать костюмы и маски персонажей, но и раскрыть их движение на сцене, выявить характер героя, показать как рождались образы, в том числе крысиного общества, ставшего на сегодняшний день визитной карточкой всего балета.

В поиске единственно верного художественного решения Михаил Шемякин основывается на тексте литературного произведения  «Щелкунчик и мышиный король» Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Легкие штрихи набросков Гофмана и его кумира Жака Калло читаются в ироничной манере шемякинских эскизов.

Обладая удивительно тонким чувством колорита Михаил Шемякин, с изящной точностью продумывает цветовые сочетания, которые помогают раскрыть идею и настроение разных сцен спектакля.

В фильме «Художник и театр», снятый телеканалом «Культура», Михаил Шемякина повествует о работе над балетом и особенностях процесса на всех этапах создания.

Уменьшенный прототип сцены Мариинского театра, который художник использовал, разрабатывая декорации балета и специфику движений сценических конструкции представлен на выставке в виде макета. Его интерактивность позволяет увидеть как устроены кулисы, как выставлялся свет, каким образом происходит смена декораций.

Спустя несколько лет после премьеры балета «Щелкунчик» художник возвращается к этой сказке. На основе эскизов к балету были сделаны скульптуры героев из новейшего материала файберпласта.

Желая рассказать историю самого Щелкунчика, Михаил Шемякин ставит в 2005 году балет «Волшебный орех» на музыку Сергея Слонимского. Это своеобразная предистория, в основе которой лежит рассказ о превращении племянника Дроссельмейера в Щелкунчика, расколдовавшего принцесссу.

Пирлипат. Это нарядное карнавальное зрелище, за которым кроется мистическое переплетение миров, находящихся нередко друг с другом в непримиримом противоречии.

Следующий театральный проект Михаила Шемякина – «Коппелия» для Национального театра оперы и балета в Вильнюсе. Как и в «Щелкунчике» Михаил Шемякин начинает с работы над либретто: “Гофман здесь должен, наконец, облачиться в гофмановские формы” и отходит от общеизвестной постановки Лео Делиба, которая по его мнению излишне “водевильная.”

В Петербурге художником также были поставлены три одноактных балета: «Весна священная», «Кроткая» и «Метафизический балет».

Фото с прошедших выставок: