Начиная с 60-ых годов, Михаил Шемякин развивает сравнительное исследование, созданное Анри Мальро, в его «Воображаемом музее».

«Воображаемый музей. Антология форм» — авторский проект художника и скульптора Михаила Шемякина. Основой его стал анализ и уникальная научная классификация миллионов образов, собранных из книг по искусству, журналов, каталогов аукционов, фотосъемок музейных архивов, старых гравюр, и т.д. произведений различных видов искусства.

Многолетний труд Михаила Шемякина, не только художника, но и философа, аналитика, историка искусства и просветителя, представляет собой уникальную библиотеку сравнительных изображений художественных находок и поисков. Библиотека в настоящее время находится во Франции, в Chateau de Chamousseau (Indre), куда приезжают на практику молодые профессора из России.

Совместно с телеканалом «Культура», художник создал цикл передач под названием «Воображаемый музей Михаила Шемякина», состоящий из 21 лекции-фильма, которые регулярно демонстрируются, начиная с 2002 года. Это визуальные лекции для всех, кто интересуется искусством и хотел бы больше о нем узнать. При этом, подчеркивает Михаил Шемякин, это субъективный взгляд на искусство, который автор никому не стремится навязать.

«Развитие российского искусства, — как считает автор программы, тормозит недостаток у широкой публики необходимых знаний об искусстве, природе творчества». Восполнить этот образовательный пробел — вот благородная и амбициозная задача, которую ставит перед собой известный художник, впервые обратившись к многомиллионной телевизионной аудитории и выступая в качестве автора и ведущего цикла телевизионных передач.

В 2003 году проект номинировался на ТЭФИ, а также получил 4 награды на VIII Международном телевизионном фестивале «Бархатный сезон» за лучший фильм в жанре «Культурологические и историко-просветительские программы».

«В мире, фактически, нет серьезных профессиональных книг по изобразительному искусству, — считает Шемякин. — В любом магазине вы можете купить монографию о Леонардо Да Винчи. Но книг, к примеру, «Шар в искусстве», «Рука в изобразительном искусстве», «Образ смерти в графике и живописи» вам не найти… Не хватает обобщения, философского осмысления искусства».

На текущий момент в мире нет аналогичных проектов, масштабно решающих задачу по возрождению престижа России в изобразительном искусстве. Заявки на участие в конкурсах, проводимые в рамках этого проекта, подают более 1000 желающих по каждой теме. Помимо практически всей географии нашей страны, к проекту присоединились участники из Белоруссии, Украины, стран Прибалтики, Германия, Греция, Италия, Франция и многих других стран.
В настоящий момент, уровень работ конкурсантов настолько высок, что некоторые работы, после экспонирования в залах Фонда, будут переданы на постоянное хранение в Государственный Русский музей (г.Санкт-Петербург).

Цели проекта
• Предоставить доступ огромному количеству людей к уникальной научной библиотеке символов, образов, взглядов и философских мнений;
• Повысить интеллектуальный и культурный уровень в социуме;
• Создать среду для концентрации творческого потенциала и реализации художественной мысли, поиска новых культурных форм, нового языка в искусстве;
• Создать благоприятные условия для развития современного искусства и заложить основы его
понимания у широких масс;
• Открыть новые имена в искусстве и предоставить им уникальную возможность участия в выставках наряду с известными художниками.

Задачи проекта
В рамках приоритетных направлений государственной политики в области культуры, утвержденных Федеральной целевой программой «Культура России» (2012-2018 годы) проект решает следующие задачи:
• воспитание подрастающего поколения в условиях развития инновационной культуры и свободы творчества;
• развитие творческого потенциала нации, обеспечение широкого доступа всех социальных слоев к ценностям отечественной и мировой культуры;
• сохранение культурных ценностей и традиций различных народов, в том числе за счет новейших инновационных технологий и использование их в качестве ресурса духовного и экономического развития;
• преодоление пространственной изолированности регионов от современной выставочной деятельности Москвы и Санкт-Петербурга и поднятие инициативного настроя у региональных работников культуры;
• поддержание высокого престижа российской культуры за рубежом, расширение международного культурного сотрудничества.

План реализации:
• За пол-года до начала экспонирования, объявляется открытый конкурс на участие в проекте. Заявляется тема и граничные условия для живописи и арт-объектов (размер, техника, оформление и проч). Художники присылают фотографии своих работ, по которым производится конкурсный отбор. Прошедшие конкурсный отбор работы, присылаются в место экспонирования.
• Выставки идут одна за одной, постоянно сменяя друг друга (2-3 в год).
• Выставка состоит из 2х частей – научная часть и прошедшие конкурсный отбор работы современных художников.
• Количество художественных работ на каждой выставке в каждом городе – не более 200, не более 1 работы от одного художника. Выставки сопровождаются печатью каталогов и выдачей сертификатов участников, которые, несомненно, будут являться путевкой в творческую жизнь для каждого начинающего автора.
• В городах экспонирования, так же, планируются творческие встречи и мастер-классы с известными художниками для студентов творческих специальностей, детей с ограниченными возможностями, учащимися детских домов и интернатов