Выставка прибыла в родные стены и ждет отправления в новое путешествие.
Выставка посвящена шару и его метафизическому значению. Шар, как и сфера – символ, известный с древних времен в мифопоэтической и научно-философской традиции. В тоже время его чистая форма сохранила амбивалентность и в изобразительном искусстве.
В этой совершенной форме заключены сокровенные тайны мироздания. В Древнем Египте с ним были связаны сакральные понятия. В средневековой иконографии, несмотря на представления о плоской Земле, Христос Пантократор изображался сидящим на шаре, а Господь в образе Великого геометра изображался с циркулем и сферой, как образом Вселенной. В ХХ-ХХI веках такие художники как Р. Раушенберг, Э. Голдзуорти, Л. Фонтана, А. Помодоро обращают внимание не только на его символическое значение, но и экспериментируют с самой формой, представляя ее в различных материалах, фактурах, а также ведут «игру» с размером предмета. Все это расширяет представление о данном образе.
Так или иначе, форма шара проходит через все мировое искусство от шедевров самых известных художников, таких как «Сад земных наслаждений» И. Босха, до утилитарных предметов – почтовых бубенцов, снежков, бусин. Например, глобус встречается как в ювелирных статуэтках эпохи Возрождения, так и в работах сюрреалистов XX века. Шар можно обнаружить и в архитектурных проектах, начиная с XVIII века.
Михаил Шемякин включил в экспозицию более 350 аналитически осмысленных изображений, связанных с шаром. В данной выставке можно проследить, как перекликаются работы основоположника супрематизма К. Малевича и современного американского скульптора Р. Серра, как повторяется форма шара в иллюстрации клетки человеческого тела с работами авангардистов и многое другое. В экспозиции представлены произведения и самого Михаила Шемякина. Этот раздел экспозиции уже видели жители США, Санкт-Петербурга, Кабардино-Балкарии и Ханты-Мансийска. В каждом городе работы местных художников дополняли экспозицию.
Важным дополнением научной коллекции в Адыгее стали работы современных художников из Майкопа, Черкесска, Нальчика, Ростова-на-Дону, Краснодара, Астрахани и других городов Северного Кавказа, прошедшие конкурсный отбор по данной теме, в техниках: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, фотография, скульптура, арт-объекты. Всего в конкурсе участвовало около 200 произведений искусства, но Михаил Шемякин отобрал в этот раз лишь 62.
В рамках проекта впервые был представлен и раздел «Дары музею», где экспонировались произведения, которые поступили в собрание Северокавказского филиала Государственного музея Востока с проекта «Воображаемый музей Михаила Шемякина. АНТОЛОГИЯ ФОРМ» с 2011 по 2015 годы от авторов — участников выставок: «Крик в искусстве», «Монстры в искусстве», «Рука в искусстве», «Дети в искусстве», «Каллиграфия как образ в искусстве». Выставка даров познакомит посетителей с музеем как живым организмом, растущим и видоизменяющимся, одновременно осмысляющим национальное прошлое, его традиции и художественное наследие и в то же время взаимодействующим с актуальным художественным процессом и играющим свою роль в его формировании.
Дек