Конференция о… карнавалах

Слава Полунин и Михаил Шемякин проводят конференцию о карнавалах в рамках секции «Цирк и уличный театр» Санкт-Петербургского международного культурного форума на базе Центра Михаила Шемякина с 15 по 17 ноября.

Специально для конференции создана выставка, посвященная карнавалам в творчестве Михаила Шемякина. Вы увидите подлинные работы мастера, карнавальные костюмы, парики и маски, запечатленные на фото и видео перформансы Михаила Шемякина и Славы Полунина во время венецианского карнавала.

Помимо выставки вас ждет множество докладов, точнее — рассказов об истории карнавала и его современных воплощениях: венецианский, мексиканский, burning man и другие.

Внимание: на конференцию могут прийти только участники Культурного Форума.
Для тех, кто не зарегистрирован на Форуме, будет организована прямая трансляция конференции.

Выставку могут посетить все желающие при условии покупки входного билета (200 руб. полный, 100 руб. — льготный).

Итак, публикуем программу конференции «Культура уличных представлений: карнавалы и праздники».

15 ноября. Карнавал: его сущность и назначение

11:00 — 11:15 Слава Полунин открывает конференцию.

11-15 — 12:00 «Русский уличный праздник — народная традиция (юродивые, гуляния, ярмарки)». Анна Некрылова — филолог, фольклорист, театровед.

12:00 — 13:00 «Реформа праздничной жизни Петра I». Павел Кротов — профессор, доктор исторических наук, директор научно-исследовательского института «Меньшиковский институт»

13:00 — 13:30 Михаил Шемякин открывает выставку, посвященную карнавалам

13:30 — 15:30 Перерыв.

15:30 — 16:30 «Европейский карнавал в исторической перспективе». Владимир Колязин — доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания

16:30 — 17:30 «Испанский карнавал огня». Леандро Марти (Испания)

19:00 — 21:00 Показ фильма «Мировые традиционные карнавалы: кругосветное путешествие».

16 ноября. «Карнавальная традиция в разных странах мира»

11:00 — 12:00 «Бразильский карнавал и культура самбы». Жаир Мартиш де Миранда (Бразилия)

12:00 — 13:00 «Карнавал, преодолевающий страх смерти (Мексиканский карнавал смерти) или уносящий в мир невероятных фантазий (карнавал в Тринидаде и Тобаго)». Наталья Табачникова — филолог, театровед.

13:00 — 14:00 «Карнавальные бесчинства (на примере карнавалов Бельгии, Германии, Испании, Индии, Тайланда и др.)». Слава Полунин.

14:00 — 15:30 Перерыв

15:30 — 17:00 «Венецианский карнавал и маски комедии дель арте (рабочая демонстрация)». Онофрио Колюччи (Италия)

19:00 — 21:00 Показ фильмов: «Карнавалы XXI века».

17 ноября. Современный карнавал

10:30 — 11:30 «Что такое карнавал сегодня». Андрей Бартенев — художник, дизайнер, модельер.

11:30 — 13:00 «Burning man» — праздник преображения. Роз Кримсон (США)

13:00 — 13:30 «Босх-парад в Голландии». Михаэль ван Гервен (Нидерланды)

13:30 — 14:30 «Значение праздника в контексте сегодняшнего дня (Лаборатория праздника)». Слава Полунин — клоун, куратор секции «Цирк и уличный театр».

0

Алексей Айги и Дитмар Боннен. «Самое уродливое». Юбилейный концерт

Дуэт Алексея Айги и Дитмара Боннена возвращается на российскую сцену после семилетнего перерыва — у нас в Центре Шемякина! К 25-летию начала совместного творчества музыканты выступят с программой выпущенного в Германии два года назад концертного диска «Ugliest Parts» (Самое уродливое). В программе — музыка неизвестных авторов XI–XXI веков, а также Курт Вайль, Фрэнк Заппа и Джимми Хендрикс. В этот вечер к ним присоединится специальный гость — Лотар Бургхауз (кларнет, бас-кларнет).

Вот лишь несколько отзывов об этом творческом тандеме: «Экстравагантно: рафинированный аристократический рок, трансформированный в зажигательно-утончённых аранжировках для скрипки и фортепьяно…» — «Frankfurter Rundschau».
«В скрипаче Айги пианист Боннен нашёл конгениального партнёра. Их дуэт облагораживает и превращает каждую песню в жемчужину. Виртуоз Айги заставляет звучать свою скрипку с нарастающей пронзительностью…» — «Прослушивания».
«Что произойдёт, если отказаться от привычного рокового контекста? Именно это сделали Айги и Боннен в своём совместном проекте. Камерная музыка для скрипки, фортепиано и голоса — сочетание, которое могло бы показаться странным, но эффект отчуждения придаёт звучанию необыкновенную прелесть. Выверенный лаконизм роднит тёплый бас-баритон Боннена с голосом Хендрикса, нивелирует излишнюю нагруженность смыслом, свойственную психоделической лирике…» — «Die Zeit».

Как известно, говорить о музыке — это как танцевать об архитектуре, что будет ещё раз доказано на юбилейных концертах дуэта.

Билеты здесь

0

Открытие новой исследовательской лаборатории

Центр Михаила Шемякина открывает в России исследовательскую лабораторию Института философии и психологии творчества, созданного Михаилом Шемякиным. До этого работала только одна лаборатория института — во Франции в Шамуссо.

Первым событием станет конференция, посвященная исследованию приема пеленания, бинтования, укутывания в искусстве. Она пройдет 31 октября и 1 ноября с 19:00 до 21:00.

Необычный прием известен с глубокой древности и будет рассмотрен с самых разных точек зрения: мы пригласили специалистов по истории религии, психологии, истории искусства, архитектуре, дизайну, театру и кино.

Подобный междисциплинарный подход позволяет выявить новые смыслы благодаря сравнению не похожих на первый взгляд явлений, сопровождающих человека от рождения до смерти и проникающих во все пласты культурной памяти человечества через разные виды искусства.

Конференция станет источником информации и вдохновения для всех, кто работает в сфере искусства, дизайна, психологии, театра, кино или интересуется искусством и готов взглянуть на привычное другими глазами.

Вход свободный, по регистрации.

0

Открытое интервью с Михаилом Шемякиным

3 октября в 19:00 в Здании Двенадцати коллегий состоится открытое интервью с Михаилом Шемякиным. Ведущий — Александр Малич.

Михаил Шемякин — художник, график, скульптор, исследователь искусства, известный каждому петербуржцу благодаря памятникам Петру I в Петропавловской крепости и Жертвам политических репрессий напротив Крестов, балету «Щелкунчик» в Мариинском театре и многочисленным выставкам в Русском музее и Центре Михаила Шемякина.

Михаил Шемякин не только поделится своими размышлениями о сегодняшнем дне и влиянии политики на арт-бизнес, но и расскажет о своем научном исследовании под названием «Воображаемый музей», за которое он был удостоен пяти докторских степеней в университетах Европы и Америки. Этот год художник посвятил теме «Пеленание, бинтование, укутывание в искусстве»: Центр Михаила Шемякина проводит одноименную выставку и выпускает ее каталог, первый экземпляр которого будет представлен на встрече.

Заказать каталог заранее вы можете в нашем магазине.

0

Михаил Шемякин. Рисунки в стиле дзен

30 января — 28 апреля

119 оригинальных рисунков Михаила Шемякина, выполненных в стиле дзен, впервые представлены в Петербурге. Они знакомят зрителя с еще одним направлением в творчестве художника, связанном с приемами дзенских медитаций: графикой, выполненной черной тушью на белой бумаге. В ней можно увидеть несколько тематических групп: «Пейзажи», «Галантные фигуры», «Самурай и дамы», «Ангелы смерти», «Сценки монашеской жизни», «Пятно и резкий удар».

Михаил Шемякин вспоминает: «С юных лет я обожал рисунки китайских, японских, корейских монахов, которые начали работать в очень специфическом стиле, где в одном предмете выражается вся их философская мысль или взгляд на мир. Меня они поражали своей лаконичностью и мгновенным исполнением. Этими спонтанными рисунками я занимаюсь уже лет тридцать подряд. Выполняются они бамбуковой палочкой или в еще более сложной технике, которую я сам придумал — мастихином. Останавливаться в данной технике невозможно, иначе будет клякса и нужно выбрасывать бумагу».

Другой источник вдохновения для серии — графика Рембрандта, Гойи, Ромнея и других европейских мастеров. В западной художественной традиции вплоть до импрессионистов существует тенденция к завершенности и «выписанности» произведений, однако наброски художников в своей «недосказанности» похожие на рисунки китайских и японских рисовальщиков. Они были пронизаны не дзенским, а скорее фаустовским духом. По утверждению доктора философских наук Владимира Иванова, Михаил Шемякин объединяет в своих рисунках совершенно разные, на первый взгляд, культуры Востока и Запада.

«Созерцая такие рисунки, зритель вступает в воображаемое пространство, предоставляющее полную свободу для развития собственной фантазии. Художник ничего не предписывает и не поучает, наоборот, он хочет раскрепостить свое сознание от удручающей власти повседневности и открыть простор для трансцендирования в мир романтических образов. Дзенская манера рисования стала путем внутреннего совершенствования. Шемякин не ставит перед собой рассудочно сформулированных целей и не следует внешним нормам. Его влечет свобода. И рисунки приглашают вступить на тропу, ведущую в ее царство», — пишет Владимир Иванов.

В качестве дополнительной части выставки будут показаны произведения традиционного японского искусства, предоставленные галереей японского искусства «KАSUGAI» и галереей «Петербург».

Куратор выставки — Ольга Сазонова, художественный директор Центра Михаила Шемякина.

Возрастное ограничение 0+.

В рамках выставки запланирован цикл лекций и мастер-классы.

Апрель

18 апреля в 19:00 — «Стихотворные афоризмы И.В.Гёте: между Востоком и Западом».

25 апреля в 19:00 — «Метафизика Петербурга. Миф о Петре».

Мастер-классы

«Каллиграфическое рисование»

Педагог — Петр Петрович Чобитько, учредитель и художественный руководитель первой в России Школы каллиграфии (Петербург), президент Национального союза каллиграфов, признанный мастер с 45-летним педагогическим опытом, для которого возрождение каллиграфии в России — дело всей жизни.

Мастер-класс состоится 12 апреля в 19:00.

«Рисунки в стиле восточной живописи»

Алена Савюк проведёт   мастер-классы по рисунку в стиле восточной живописи: знакомство с  философией, историей, поэзией и искусством дзен-буддизма завершится готовой живописной работой тушью на рисовой бумаге.

Алена Савюк – магистр философии, кандидат психологических наук, коуч и бизнес тренер. Увлечение китайской и японской  живописью – её страстное хобби. В своих мастер-классах Алена органично сочетает философию дзен-буддизма и психологию творчества. 

Расписание мастер-классов и билеты по ссылке.

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СПОНСОР ВЫСТАВКИ — БАНК ВТБ (ПАО)

0

Акция #СпросиКуратора в ЦМШ

12 сентября 2018 года по всему миру прошла акция #СпросиКуратора #AskCurator.

Мы попросили ответить на ваши вопросы художественного директора Центра Михаила Шемякина — Ольгу Сазонову.

Смотрите ответы на самые интересные вопросы на нашем youtube-канале!

0

Дизайнер Олег Пащенко представит новый проект в ЦМШ

11 сентября в 19:00 Олег Пащенко расскажет о своем новом проекте «Те́ло спало́», отобранном Михаилом Шемякиным по итогам конкурса на тему «Пеленание, бинтование, укутывание в искусстве».

Олег Пащенко:
Меня беспокоят телесные границы и их нарушение.
Граница, отделяющая меня от моего тела.
Граница между субъектом телесности и телом как объектом.
Телесность как травма.
Поверхность кожи как картинная плоскость, и наоборот.
Картинная плоскость как болевой порог.
Граница, при пересечении которой изображение объекта становится самим объектом.
Граница между сном и бодрствованием.

Олег Пащенко родился в 1971 году в Москве. В 1994 году окончил факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ им. М. В. Ломоносова. Работал в области дизайна, в 2002–2010 гг. был арт-директором Студии Артемия Лебедева, лауреат ряда премий, в том числе Бронзового Льва Международного фестиваля рекламы «Каннские львы» (2001). Преподаёт в Школе дизайна Высшей школы экономики. Снялся в фильме «100 лет дизайна» — альманахе про мировую историю дизайна от лучших русских дизайнеров и дизайн-студий.

В фильме Олег Пащенко рассказывает про разницу между художником и дизайнером, про дизайн как активное отношение к жизни и исправление ошибок.

0

Новая система поддержки современных художников

Летом 2018 года мы опробовали новую систему поддержки современных художников в рамках выставки «Пеленание, бинтование, укутывание в искусстве». Теперь каждый, кто прошел отбор Михаила Шемякина, может показать свой собственный проект из нескольких работ в рамках выставок из цикла «Воображаемый музей».

Смотрите подборку видео и знакомьтесь с современными художниками, по-своему интерпретирующими тему пеленания, бинтования и укутывания в искусстве.

Если вы — художник, следите за нашими новостями в разделе Новости для художников.

Михаил Шемякин о выставке «Пеленание, бинтование, укутывание в искусстве». Художник Олег Ильдюков о своем проекте в рамках выставки в репортаже ТВ «Санкт-Петербург»

«Война под листьями» Антона Якушева

«Сияние» Владимира Михайлуцы и «Срединная поверхность» Алены Коган и Вадима Гололобова

Выставка трех художников «Наблюдатели»: произведения Юрия Никифорова, Евгения Харланова и Сергея Некрасова

0

Начинаем театральный сезон в Центре Михаила Шемякина

«Воображаемый музей Михаила Шемякина» объединяет самые разные виды искусства: от изобразительного и декоративно-прикладного до театрального. На выставке из цикла «Воображаемый музей» на тему «Пеленание, бинтование, укутывание в искусстве» мы представляем вам два события в сфере театра: спектакль «Офелия в бинтах» Лилии Бурдинской и опыт «Ритуал» компании DIPP.

DIPP.«Ритуал»

«Ритуал» — это не спектакль, не перформанс, не хэппенинг, здесь нет актеров и театральной игры. Это опыт художников DIPP, который готовился в течение 2,5 лет и оказался созвучен исследованию Михаила Шемякина «Пеленание, бинтование, укутывание в искусстве». В «Ритуале» главным материалом художников станет человеческое тело и тонна черной одежды, которая полностью преобразует пространство Центра Михаила Шемякина.

DIPP — компания художников, которые занимаются исследованием в области искусства. Одной из их работ стал опыт «Земля» на «Ночи музеев −2017», где в тумане посетители на ощупь находили на вертикальной стене траву, и происходил сбой привычного представления о том, где верх, а где низ.

Лилия Бурдинская. «Офелия в бинтах»

Офелия из шекспировского «Гамлета» — один из самых загадочных персонажей литературы: мы так мало о ней знаем и так легко ее себе представляем. В новом моноспектакле «Офелия в Бинтах» Лилия Бурдинская слой за слоем, словно снимая бинты с раны, обнажает простую историю сложной девушки. А что, если забинтованные раны Офелии напомнят вам о ваших?

Лилия Бурдинская — российский хореограф и visual artist, обладательница гран-при фестиваля «Context. Диана Вишнева». Автор танцевальных спектаклей: «Мегаполис», «Мистер Ч.», «I Love Me(N)», «Миф» в соавторстве с Эрезем Зоар (Batsheva Dance Company) «Appolonov» специально для Kibbutz Ga’aton(Израиль), «FOREST» и многих других. В 2017 г. на Дягилевском фестивале состоялась мировая премьера хореографического спектакля «Распад атома» в постановке Лилии Бурдинской с Алисой Хазановой в главной роли.

0

Мы открыли новую экспозицию

3 августа мы открыли на первом этаже новую экспозицию «Шемякин. География выставок» (подробнее о выставке здесь).

Посмотрите, как это было, в нашем репортаже:

Будем рады видеть в Центре Михаила Шемякина!

0
Страница 3 из 20 12345»