4 мая исполняется 70 лет Михаилу Шемякину. Накануне юбилея у художника в его замке Шамуссо побывал парижский корреспондент «Культуры».
Май
4 мая исполняется 70 лет знаменитому российскому и американскому художнику и скульптору Михаилу Шемякину.
Большая часть детства художника прошла в оккупированной Восточной Германии, затем в ГДР. В 1957 году он вернулся в Ленинград, где был принят в среднюю художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина.
В 1971 году Шемякин был выслан из СССР. Сначала он жил в Париже, затем в США. Въехать обратно в СССР художнику разрешили только в 1989 году, после 18 лет изгнания.
Сквозной темой творчества мастера, соединившего в себе черты символизма и сюрреализма, стала карнавальная и маскарадная культура, он также развивал принцип всеобщего метафизического синтеза форм, проигрывающих заново всю историю мирового искусства, выступал как график-иллюстратор. Начиная с восьмидесятых годов всё чаще обращался к скульптуре. Всемирно известна работа Шемякина в качестве художника-постановщика балета «Щелкунчик» в Мариинском театре (2001).
Один из самых известных российских художников, названный при рождении Файзулой, детство провёл в Германии, молодость — в СССР, зрелость — в США, сейчас живёт во Франции. А первой серьёзной выставкой он обязан Новосибирску. Корреспондент Сиб.фм поговорил с членом жюри конкурса «Миры Эль Лисицкого», художником Михаилом Шемякиным.
Правда, что вы согласились участвовать в жюри конкурса только в память о Михаиле Макаренко, первом директоре картиной галереи Дома учёных Академгородка, где прошла ваша первая большая выставка?
Не просто директоре, хочу уточнить, но и создателе этой галереи. Без него не было бы ни галереи, ни всех тех выставок, которые там прошли за очень короткое время в конце 60-х — Филонова, Фалька, Эль Лисицкого, моей, наконец.
Все, кто вспоминают о Михаиле Макаренко, называют его авантюристом, сравнивают то с Остапом Бендером, то с графом Калиостро. Как вы с ним познакомились?
Михаил Шемякин – парадоксальный художник и, как я убедился, – оригинальный мыслитель. Самое главное – его нельзя зачислить ни в один из лагерей. Кто он? Его не отнести ни к авангардистам, ни к традиционалистам, ни к реалистам. Он вовсе не апологет современного искусства, но и не консерватор. Оценивая взгляды Шемякина на политический процесс, я бы назвал их «консервативно-революционными». Он против капиталистического мира, но и к социалистическим идеям большой симпатии не испытывает. Словосочетание «консервативная революция» многими воспринимается как оксюморон, тем не менее, эта традиция существует давно, и Шемякин, как мне кажется, приближается к её позициям. Я взял большое интервью у Михаила Шемякина для петербургского журнала «Пульс». Здесь я предлагаю ознакомиться с относительно краткой выжимкой из нашего разговора.
Михаил Шемякин открыл в Северной столице выставку «Стул в искусстве». Это уже седьмая научно-исследовательская выставка, которую известный художник и скульптор, аналитик, историк искусства представляет в своем петербургском Фонде, и еще один из проектов «Воображаемого музея Михаила Шемякина».
На открытии Шемякин признался, что с юных лет влюблен в стул Ван Гога. По его мнению, мало кто из интеллигентных людей не знает, что такое стул Ван Гога или стул Гогена.
— Стул — явление в нашей жизни обычное, — заметил художник. — Начиная с детского стульчика для кормления, который всем знаком, и кончая значительными в истории человечества креслами и тронами.
В Санкт-Петербурге в Фонде художника Михаила Шемякина открылась экспозиция, главным героем которой стал привычный всем предмет мебели. Среди выставочных работ – ретроспективные материалы и художественные работы современных авторов, которые прошли строгий отбор создателя выставки. Шемякин внимательно следил за тем, чтобы тема стула была раскрыта.
Это уже седьмая научно-исследовательская выставка, которую известный художник и скульптор, аналитик, историк искусства представляет в своем петербургском Фонде, и еще один из проектов «Воображаемого музея Михаила Шемякина».
«Для меня каждый раз интересно находить новые варианты привычных вещей в искусстве. Для меня это всегда открытие», – признается мастер телеканалу «Культура».
Исследуя так называемую философию стула, Шемякин попытался разделить практическое и символическое значение этого предмета. Художник выяснил, что стулья бывают агрессивные, ущербные и мистические. Вся палитра представлена в трех сотнях картин, фотографий и гравюр. Художник признается, что это лишь малая часть тематического материала, который он собрал за 40 лет. На исследование его вдохновили такие мастера, как Ван Гог, Гоген, Пикассо и Матисс, которые не раз изображали стул на своих полотнах. Шемякин рассказывает, что собрал уже более миллиона изображений, но по-настоящему интересных произведений не так много. Художники разных эпох повторяют друг друга.
На открытии Шемякин признался, что с юных лет влюблен в стул Ван Гога. По его мнению, мало кто из интеллигентных людей не знает, что такое стул Ван Гога или стул Гогена.
— Стул — явление в нашей жизни обычное, — заметил художник. — Начиная с детского стульчика для кормления, который всем знаком, и кончая значительными в истории человечества креслами и тронами.
Piterstory посетил выставку «Стул в искусстве» в Фонде Михаила Шемякина и узнал, что стул — это гораздо больше,чем просто стул…