11 сентября в Санкт-Петербурге в рамках крупномасштабного авторского проекта «Воображаемый музей Михаила Шемякина», на площадке своего Фонда художник представит выставку «СТУЛ В ИСКУССТВЕ».
Сен
Научно-исследовательская и художественная экспозиция «Башмак в искусстве» проходит в Петербургском фонде Михаила Шемякина. И речь здесь вовсе не об искусстве дизайнера, как можно подумать, увидев афишу и не вдаваясь в подробности. «Башмак в искусстве» – это и искусство через призму башмака, и ненавязчиво приоткрытая «дверь» в психологию творца, наделяющего утилитарный предмет экспрессией и чувственностью.
У нас любят поговорить об ответственности власть имущих, а как с этим на Западе?
В США, 40 миллиардов долларов в год тратится на искусство, это все деньги меценатов. Нам до этого три дня лесом. Вместо того чтобы помогать интеллигенции, помогать своей стране, бизнес вывозит деньги, купается в какой-то немыслимой, нелепой роскоши и зачастую служит карикатурой для всего мира. Купить себе 100 ошейников за 100 тыс. долларов каждый, в тот момент, когда ты прекрасно понимаешь, что эти деньги могли помочь какому-нибудь детскому дому или художественному училищу, – это безнравственно. К счастью, бывают исключения. Например, Прохоров. Понемногу, небольшими шагами, мы все-таки идем к цивилизации, начинаем понимать, что мы и есть общество.
Отчего западные миллионеры легче расстаются со своими деньгами, чем наши?
В России нет закона о списывании налогов, это важно. Это останавливает развитие арт-рынка. Я однажды присутствовал в качестве наблюдателя на заседании Совета по культуре при президенте. Путину был задан вопрос о меценатстве, и он сразу сказал: «Это еще один повод к воровству, поэтому этот вопрос я снимаю с повестки дня». Воровать все равно не перестали. Но если бы этот закон был принят, если хотя бы 10 % уходило все-таки на искусство, музеи, художников и музыкантов – все равно это была бы колоссальная революция в плане помощи интеллигенции. Сегодня ждать какой-то поддержки от Министерства культуры, от господина Авдеева просто бессмысленно. Все разводят руками, причмокивают, скашивают глаза к кончику носа, бормочут о том, что денег нет… в этой богатейшей стране!
Художник Михаил Шемякин, который постоянно живет на Западе, переживает за нашу страну больше, чем некоторые российские олигархи
Новая научно-исследовательская экспозиция разместилась в Фонде Михаила Шемякина.
Первое, что видишь при входе в зал, громадные кожаные ботфорты, сапоги французского почтальона XVIII века. Настоящие, не копия! Образы из «Воображаемого музея Михаила Шемякина» собраны им из разных источников: книг, журналов, музейных и частных коллекций, выставочных каталогов, старых гравюр и собственных фотографий. Петербуржцы уже видели уникальные работы на темы «Шар (рука, смерть, крик, монстры) в искусстве».
Представлено более 250 изображений «башмака, не созданного для ходьбы». А также артефакты из коллекции Михаила Шемякина, среди которых сапоги французских «бурлаков», соломенные калоши немецких солдат времен Второй мировой войны, ювелирные изделия в форме башмака (например, запонки и подвеска). Интересно увидеть, как выглядели старинные вывески обувных магазинов: в Италии в XIX веке, во Франции примерно в 1900 году. А рядом фантазии современных художников, своеобразные иллюстрации известных поговорок: «Два сапога — пара», «Прощай, молодость!», «Сапоги каши просят», «Под каблуком», «Сапожник без сапог». Резиновые, фарфоровые, бронзовые сапоги, расшитые вручную туфли. И даже в форме головных уборов. В центре зала гора настоящей обуви: кеды, кроссовки, туфли, сапоги, ботинки (все на левую ногу), раскрашенные детьми акварельными красками. Их принес друг Михаила Шемякина мим-лицедей Анвар Либабов.
По мнению организаторов выставки, роль башмака-сапога-туфли в изобразительном искусстве поистине огромна. Являясь самостоятельным арт-объектом, башмак во все времена привлекал взгляды деятелей культуры.
Американский гость показал петербуржцам, как «сходят с ума художники»
Уже несколько дней в Фонде Михаила Шемякина на Садовой улице показывают башмак, но не просто так, а «в искусстве». Открытие тематической, культурно-обувной выставки прошло «с огоньком»: креатив для публики обеспечили артисты пластических жанров. «Лицедеи» нещадно пинали посетителей ногами, обутыми в причудливые туфли, в то время как участники театра Hand Made в буквальном смысле изображали обувь ручной работы, поводя ладонями в белых перчатках, которые светятся в темноте.
Еще на церемонии исполняли степ: у чечеточников, как известно, особые набойки на ботинках, и рисовали влюбленных — «два сапога пара» — пальцами на песке.
Сама же выставка, по словам Шемякина, претендует на научное исследование. В своем вступительном слове американский гость сделал упор на глобальный социально-политический аспект своей деятельности, подчеркнул наступление «времен второго геноцида в России» и констатировал факт «истребления интеллигенции и простого народа». Далее Шемякин пообещал, что будет лично обеспечивать воссоздание русского генофонда и вообще спасать Россию.